ДУМКА

нейропсихологический центр в Красноярске

г. Красноярск, ул. 9 мая 52
работаем с 10.00 до 20.00

+7 (391) 21-55-444
+7 (923) 3-555-444

Опросники

  • Опросник для родителей KID/RCDI/M-CHAT/LittlEARS (0-4 года)
  • Опросник на СДВГ
  • Опросник по профориентации

Биологическая обратная связь

Биологическая обратная связь, основанная на принципах бихевиоральной, т.е. поведенческой психотерапии – это одно из новых немедикоментозных направлений коррекции поведения.

Метод биологической обратной связи

Главный принцип использования биологической обратной связи в коррекции поведения заключается в том, что посредством современного компьютерного оборудования, ребенок получает доступ к наблюдению за собственными физиологическими процессами, которые в обычных условиях им во­обще не воспринимаются или воспринимаются неточно, неполно или с искажениями.

Цель использования данного метода состоит в том, чтобы научить ребенка произвольно и сознательно контролировать физиологические функции своего организма, являющиеся причиной некоторых нарушений, не применяя при этом медикаментозных препаратов.

Занятия по методу БОС проходят в форме игрового тренинга, достижение успеха в котором, возможно лишь при парадоксальном сочетании мышечного расслабления и высокой степени контроля сознания, концентрации внимания, активной работы воображения, значительных волевых усилий, что способствует развитию механизмов произвольной саморегуляции.

Выполняя игровое задание, ребенок сталкивается с необходимостью контролировать свое поведение, планировать деятельность и добиваться необходимого результата. При этом, он должен расслабиться, так как это способствует снижению мышечного тонуса, при одновременном поддержании высокого уровня контроля сознания (ребенок должен внимательно наблюдать за динамикой экрана монитора, отслеживать свои соматические ощущения, чтобы при необходимости изменить ее в нужном направлении). В качестве подкрепляющего стимула за правильное выполнение задания, он слышит звуковой сигнал (музыку, звон колокольчика и др.) или видит, как на экране монитора расцветают цветы, демонстрируется мультфильм, последовательно раскрывается картинка, например, автомобиль, который попадает в гараж, в том случае, если картинка раскрыта полностью.

bos page

В процессе тренинга специальные датчики регистрируют у ребенка физиологические параметры (температура тела, сердечные сокращения, степень мышечного напряжения, показатели ритмов головного мозга и др.), интерфейс их преобразует в понятные для человека сигналы (аудио- или видео-сигналы), которые выводятся на экран компьютера.

 Как только физиологические параметры изменяются (ослабевает внимание, увеличивается мышечное напряжение, изменяется дыхание, температура тела и др.) сразу же прекращается звуковой или видеосигнал (останавливается музыка, перестают расцветать цветы, ухудшается качество показа мультфильма и т.д.). Это заставляет ребенка для продолжения игры вновь сконцентрировать внимание, расслабиться, отрегулировать дыхание. Таким образом, ребенок, как в зеркале, видит отражение своих внутренних процессов и учится произвольно и сознательно регулировать их в интересной и доступной для него форме.

В результате ребенок учится изменять и контролировать свои физиологические показатели в нужном для улучшения своего состояния направлении.

По окончании каждого сеанса можно наблюдать уровень концентрации внимания и процентное соотношение альфа, бета и тета-ритмов головного мозга проведенного сеанса, отследить динамику их изменений по сессиям.

Ритмы головного мозга

Альфа, бета и тета-ритмы – это электрические волны, которые вырабатываются головным мозгом и от того, какие из них преобладают в конкретный момент, зависит ментальная работа и физическое состояние нашего организма.

Альфа-ритмы улучшают кровоснабжение головного мозга, ускоряют восстановительные процессы организма, способствуют гармоничному перераспределению энергии из тех мест, где имеются мышечные зажимы и энергетические блоки. При этом, фокус внимания смещается с внешнего мира во внутренний, наступает состояние расслабления, ребенок отвлекается от проблем, избавляется от нервного напряжения и стресса, у него проясняется сознание, появляется способность к творческому мышлению и созидательной мыслительной деятельности, генерации новых идей, у него развивается воображение, интуиция т.е. активизируется мозг в целом.

Альфа-ритмы головного мозга способствуют развитию правого полушария, без активной работы которого, просто невозможны серьезные достижения в науке, технике, у представителей творческих профессий (художников, артистов, музыкантов), а также в других видах деятельности. Таким образом, активизация работы правого полушария, дает нам возможность быть активным творцом своей жизни, и как следствие – развить в себе любые таланты.

Бета-ритмы – это работа головного мозга в, состоянии бодрствования. Повышение бета-ритмов улучшает социальные навыки, способности к самоконтролю, аналитической деятельности, умственные способности, концентрацию внимания, память, ускоряет работу мозга и повышает уровень восприятия учебной информации, развивает навыки саморегуляции.

Тета-ритм – это состояние глубокой релаксации, быстрое восстановление организма после тяжелых нагрузок, но если активность тета-ритмов повышена в состоянии бодрствования, то это приводит к снижению концентрации внимания, состоянию сонливости и рассеянности.

В результате работы с тренингом, ребенок не только улучшает свое физическое и психическое состояние, но и развивает в себе новые личностные качества – способность к саморегуляции, умение контролировать себя, развивает волевые процессы, повышает свою самооценку. А также обучается адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, овладевает приемами релаксации.

Таким образом, БОС-метод позволяет развивать механизмы произвольной саморегуляции, расширяет поведенческий репертуар, помогает справляться со стрессовыми воздействиями, используя максимально энергосохраняющие стратегии, исключающие деструктивное и самодеструктивное поведение. Ребенок, играя, начинает чувствовать свое тело, обретает способность к тонкой дифференцировке соматических ощущений эмоциональных реакций.

Преимущества метода биологической обратной связи

Комплексность. Организм – это система, и изменение одного из параметров (дыхания, мышечного тонуса и т.д.) приводит к изменениям и улучшениям во всей системе.

Безопасность. Датчики только считывают информацию о состоянии тела (пульс, напряжение мышц, температура, уровень концентрированности внимания и др.), но сами ничего не передают и не излучают.

Немедикаментозность. Данный метод позволяет ребенку использовать только ресурсы своего организма.

Долговременность воздействия, при условии последующего использования полученных навыков.

В отношении таких проявлений синдрома СДВГ, как гиперактивность, импульсивность и нарушение внимания, метод биологической обратной связи обладает эффективностью не ниже, чем у риталина или страттеры (и находится на уровне 65-75 %); в отличие от упомянутых психотропных препаратов не имеет негативных побочных эффектов на рост и развитие ребенка; не является вариантом симптоматической терапии и не требует постоянного применения, как в случае лекарственной терапии.

Источники:

Джафарова О.А. Биоуправление в школе : Методические указания / О. А. Джафарова, О. Л. Гребнева, Е. Н. Григораш, О. Ю. Лазарева // ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, Новосибирск. 2004. 12 с.

Захарова В. В. Биоуправление: Методы биоуправления в лечении стресс-зависимых заболеваний. Темперетурно-миографический тренинг. Методические рекомендации. / В. В. Захарова, О. С. Шубина// Институт молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, Новосибирск. 2002. 20 с.

Звёздочкина, Н. В. Исследование электрической активности головного мозга / Н. В.Звёздочкина. – Казань: Казан. ун-т, 2014. – 59 с.

Иващенко О. БОС. Интернет доступ: http://www.bosoliva.ru/faq.htm

Штарк М. Б. Электроэнцефалографическое биоуправление (альфа-тренинг) для лечения и реабилитации аддиктивных состояний (патологических пристрастий) и депрессий : Руководство для врачей и психологов/М. Б. Штарк, А. Б. Скок, О. С. Шубина, О. А. Джафарова, О. Г. Донская// Институт молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, Новосибирск. 1999. 34 с.

Штарк М. Б. Электроэнцефалографическое биоуправление (бета-тренинг) для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ADD-синдром): Руководство для врачей и психологов/М. Б. Штарк, А. Б. Скок, О. С. Шубина, О. А. Джафарова, О. Г. Донская// Институт молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, Новосибирск. 2000. 15 с.

Занятия по методу БОС. Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия. Интернет-доступ: http://www.detki-psy.ru/21/46.html

БОС при СДВГ, ЗПР, нарушении концентрации внимания. Индиго-мед. Консультационно-информационный портал. Интернет-доступ: http://indigo-med.ru/bos_metodika_3.html

Ритмы мозга. Альфа, бета, тета, дельта ритмы. Интернет-доступ: http://aritm.ucoz.net/publ/avtorskie_metodiki/novye_materialy/ritmy_mozga_alfa_beta_teta_delta_ritmy/8-1-0-128

Новости

Коррекция СДВГ и тревожности

Приглашаем на занятия нейропсихологической коррекции методом БОС-терапии! 👋🏻

🧠Биологическая обратная связь основана на принципах бихевиоральной, т.е. поведенческой психотерапии – это одно из новых немедикаментозных направлений коррекции поведения.

Курс "Нейронауки для коррекционной практики"

Старт курса "Нейронауки для коррекционной практики"

Для кого

  • Специалистов, получивших нейропсихологическую специализацию.

Знания по детской нейропсихологии предполагает большее понимание причин трудностей развития и обучения ребёнка, возможность за симптомом увидеть механизм дефицита каких-то функций. Но как правило, обучение нейропсихологии ограничивается представлением о топологии коры головного мозга и набора наиболее часто встречаемых в детской практике факторов. Каждому фактору в коррекционной практике соответствует определённый набор развивающих игр. Так, например, динамический фактор (постцентральная извилина коры головного мозга) связан с трудностями переключения, построения программы действий и т.п. Такое упрощённое представление работы нервной системы имеет, соответственно, ограниченный результат в коррекции.

  • Психологов, психотерапевтов, телесных практиков желающих лучше понимать основы психофизиологии эмоциональных нарушений, сохранение в памяти травмирующих переживаний и отражения их на разных уровнях.

Основные модули и темы

  • Основы нейроанатомии: основные подкорковые структуры головного мозга (ГМ) и их функции, морфофункциональное строение коры ГМ.
  • Организация движений: рефлекторные принципы работы нервной системы (НС), проводящие пути, проприоцепция, альфа-гамма иннервация, виды движений: рефлексы, локомоции, произвольные, автоматизированные движения, сетевая организация движений.
  • Сенсорные системы: слух и равновесие, принципы работы вестибулярной системы; зрение, зрительное восприятие: от первичной коры до распознавания сложных образов, лиц; бинокулярность; связь зрительного восприятия с другими психическими процессами.
  • Мозговые процессы эмоций, обзор современный исследований травматического опыта на структурные и функциональные изменения ГМ; поливагальная теория в работе с детской травмой; EMDR практика в детской терапии.
  • Психофизиология памяти: кодирование, хранение, воспроизведение; формы памяти рабочая, эпизодическая, семантическая; механизмы образования следов памяти, консолидация; влияние памяти на обучение.
  • Нарушения развития с позиции психофизиологии. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Расстройство аутистического спектра.

Ведущий курса

Программа "Практическая нейро- и психофизиология"

Начало программы 11.02.17 (сб) с 16:00. 72 ак.ч. Ведущая программы: Шошина Ирина Ивановна, д.биол. н., психофизиолог.